Автор Тема: Христианская инквизиция.  (Прочитано 1869 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ратмир

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 32
  • -> Вас поблагодарили: 865
  • Сообщений: 1064
  • Расстрелянных врагов народа 1219
  • Пол: Мужской
Христианская инквизиция.
« : 05 Июнь 2016, 15:38:50 »
Делал подборку по книге Грекулова. Возможно, кому-то пригодится или покажется интересным.

Оффлайн Ратмир

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 32
  • -> Вас поблагодарили: 865
  • Сообщений: 1064
  • Расстрелянных врагов народа 1219
  • Пол: Мужской
Re: Христианская инквизиция.
« Ответ #1 : 05 Июнь 2016, 15:39:30 »
Краткая подборка по самым громким делам.
(По книге Грекулова Е.Ф. «Православная инквизиция в России».)

1024 год. Суздаль. Волхвы и «лихие бабы» - сожжение. Были объявлены виновника неурожая.
1071 год. Новгород. Волхвы – сожжение.
В это же самое время по приказу новгородского архиерея Луки Жидяты холопу Дудику отрезали нос и обе руки. По сообщения летописцев архиерей Лука Жидята «резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям»
1091 год. Ростов. Волхвы - сожжение.
1123 год. Киев. Дело злого еретика Дмитрия. Заточен в тюрьму.
1227 год. Новгород. Дело четырех волшебников – допросы, пытки, сожжение.
1157 год. Дело еретика Мартина. Сожжен.
1227 год. Новгород. Четыре волхва - сожжение.
1411 год. Псков. Схвачены 12 колдуний и «вещих женок» - пытки и сожжение.
1444 год. Можайск. Боярин Андрей Дмитриевич с женой - сожжение.
1490 год. Новгород. Борьба с еретиками. Сожжение на Духовом поле и заточение в тюрьму.
1504 год. Еретики Иван Волк, Максим Коноплев, Иван Максимов - сожжение в клетке. Некрас Рукавов - отрезание языка и сожжение. Архимандрит Кассиан - сожжение. Иван Черный бежал.
1525 год. Максим Грек за хулу на церковь и ересь отправлен в тюрьму Волоколамского монастыря. Позже после пыток и повторного суда сослал в оковах в Тверской Отрочь монастырь и заключен в каменный мешок.
Вассиан Патрикеев, Михаил Медоварцев и Сильван за ересь и критику церкви - пытки и каменный мешок.
1553 год. За критику церкви игумен Артемий - пытки и каменный мешок в Соловецком монастыре.
1554 год. Матвей Башкин - сожжение в клетке. Башкин считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство, так как «Христос всех братией нарицает».
1563 год. При взятии войсками Полоцка всех евреев по приказу Ивана IV в «воду пометали», только немногих, принявших православие, пощадили. В Смоленске евреев сжигали на кострах. О расправе с евреями как с «врагами веры Христовой» рассказывает иностранец Петрей де Эрлезунд. По его словам, при царе Иване IV евреев, не желавших креститься, сжигали живыми, либо вешали и в воду бросали.
1591 год. Астрахань. Колдуны - сожжение. На крымского царевича Мурата Гирея была наслана порча. Виновные найдены, пытаны и казнены.
16-й век. Дело Феодосия Косого. За критику церкви приговорен к пыткам. Косой бежал.
1606 год. Пермские колдуны - сожжение.
1630 год. Подмосковное дело бабы-ворожейки - привлечено 36 человек, все пытаны.
1647 год. Шацк. Крестьянка Агафьица и крестьянин Терешка - сожжение.
Дело Тимошки Афанасьева - пытано и осуждено 47 человек.
Дело чародея Михаила Иванова – сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
1648 год. Дело чародея Первушки Петрова - пытано 98 человек. Дело Аленки Дарьицы - пытано 142 человека.
1649 год. Дело Анютки Ивановой и неизвестного «мордвина» - трижды пытали и жгли огнем так, что поломали им ребра и сожгли ноги, потом бросили в тюрьму, где они умерли от голода. По делу осуждено 402 человека.
1661 год. Ростовский митрополит Иона рассматривал дело о «церковных развратниках» - ростовском портном Богданове и его учениках, посадском человеке Федоре Логинове и огороднике Постникове. Их обвинили в том, что они не ходят в церковь, не выполняют церковных обрядов, оскорбляют иконы, мощи называют куклами, священников - мучителями, а патриарха Никона - лживым отцом, предтечей антихриста. По окончании следствия митрополит Иона передал обвиняемых светскому суду. По настоянию митрополита их подвергли допросу «с пристрастием», т.е. пытали. Во время жестоких пыток Богданов держался мужественно и не отказался от своих убеждений. За «неистовые речи и развратие церковного устава» Богданова отправили в Кандалажский монастырь на Кольском полуострове с предписанием держать с «великим бережением». Он был заключен в каменный мешок, где находился в кандалах, лишенный света, мучимый холодом и голодом.
1664 год. Дело Умая Шамардина - осуждено 1452 человека.
1681 год. Пустозерск. Раскольники Аввакум, Лазарь, Епифаний и Никифоров - сожжение в срубе.
1671 год. Темников. Старица Алена - сожжение. Активная участница разинского восстания крестьянка Выездной слободы Арзамаса старица Алена сожжена как колдунья и чародейка.
В этом же году повесили «умоверженного» самозванца Ивашку Клеопина за то, что он, как сказано в приговоре, «иконы и книги божественные бесчестил».
1672 год. Астрахань. Книжник Корнила Семенов, за хранение заговоров и запретных книг - сожжение.
1674 год. Тотьма. Женка Федосья за ведовство - сожжение.
1676 год. Сокольское. Пушкарь Панько Ломонос и его жена Аноска за лечение травами и кореньями - сожжение. В Пошехоновской волости Белосельского уезда. Здесь сожглись «очарованные волшебством от раскольнических учителей» 1920 человек.
1677 год. Стародубского священника Якова Хончинского крестьяне вытащили из алтаря и избили.
1679 год. На реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сожглось около 1700 раскольников. Жалуясь на притеснение духовных властей и приказных людей, крестьяне писали, что священники держат их без одежды на морозе и что если их не избавят от разорения, то они готовы «в огне сгореть».
1681 год. Пустозерск. Дело раскольников. Сожжение в срубе расколоучителей Аввакума, Лазаря, Епифания и Никифорова.
1683 год. Псков. За раскол и «хулу на церковь» схвачены Иван Меркурьев, Мартин Кузьмин и монастырский «бобылка», т.е. крестьянином. Пытаны в Печорском монастыре. Затем пытаны воеводой. Ивана Меркурьева как главного зачинщика сожгли на костре, а пепел развеяли, чтобы «отнюдь знаков и костей не было». Мартина Кузьмина и монастырского бобылку отправили в Печерский монастырь для содержания «под крепким началом». Отобранные у них противоцерковные «письма и тетради» были сожжены.
Розыск раскольников в селе Федове Новгородского края производил монастырский старец строитель Рафаил «нещадным битием, пытками и казнями смертными». Розыск привел к великому разорению крестьян. Помещик князь Долгоруков считал, что Рафаил мстил крестьянам за отказ давать ему деньги по его требованию.
1684 год. Сожжение расколоучителя Федора Михайлова. Никита Пустосвят был «главосечен и в блато ввержен, и псам брошен на съядение».
В этом же году дело Кольского стрельца Ивана Самсонова. Его трехкратно пытали и после наказания кнутом сожгли на костре. В новгородском духовном приказе производилось следствие о «воре - иконнике» Михайлове. Хотя под пытками он и отказался от исповедания раскола, его все же сожгли.
1685 год. Патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около девяноста «церковных противников».
Новгородский митрополит Корнилий для сыска раскольников направил в Заонежскую область протопопа Льва Иванова со стрельцами. Этот отряд был крестьянами обстрелян.
В Пудожской волости упорное сопротивление отряду стрельцов, посланному епископом Афанасием, оказали крестьяне - раскольники во главе со старцем Иосифом.
Не подчинились раскольники и воинскому отряду, посланному по настоянию тобольского епископа Игнатия.
1670 год. В тюрьму Тихвинского женского монастыря попала активная участница разинского восстания Степанида, стоявшая во главе повстанческого отряда Слободской Украины.
В монастырских тюрьмах было также много заключенных за выступления против усиления крепостного гнета. Дела о них рассматривались в Преображенском приказе и Тайной канцелярии, в монастырские тюрьмы они попадали по согласованию с Синодом. Участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев были брошены в Головленскую тюрьму Соловецкого монастыря. Во время соловецкого восстания они приняли в нем активное участие. Когда же восстание было разгромлено, Васильев и Воронин оказались в оковах в Корожной земляной тюрьме, их затем зарубил царский воевода Мещеринов.
1687 год. Массовое самосожжение в местечке Березово Олонецкого уезда. До тысячи раскольников, видя «лютое нападение, суровое свирепство и звериную наглость» инквизиторов, предали себя огню. Инквизиторы хотели взять раскольников живыми и отправить к епископу на мучение, но они предпочли смерть от огня.
В скитах на реке Печенке Тюменского уезда по наущению старцев на глазах ратных людей сожглось до трехсот крестьян, старцы же, организовавшие сожжение, «выметались из окон».
Крестьяне - раскольники, вооруженные ружьями и дрекольем и имевшие даже пушки, захватили Палеостровский монастырь в Челмужском погосте Олонецкого края, уничтожили церковную утварь, монастырские жалованные грамоты и купчие крепости, а игумена Феодосия с десятью монахами связали и бросили в погреб. Для освобождения монастыря был снаряжен большой воинский отряд во главе с протопопом. Восставшие крестьяне держали монастырь в осаде в течение шести недель. После отчаянного сопротивления осажденные решили сжечь себя и монастырь. В огне сгорело около 2700 человек. Организатор «гари» в Палеостровском монастыре Емельян Иванов сам не сгорел, а, захватив монастырскую казну, бежал.
1688 год. Был захвачен организатор выступления против Москвы донской атаман Самойло Лаврентьев. Его пытали в духовном приказе, а затем казнили в Москве вместе с раскольничьим попом Самойлой.
В Черкасске сожгли попа - раскольника за то, что тот не молился богу за царя и вел агитацию среди раскольников против Москвы.
1689 год. Крестьяне - раскольники вновь захватили Палеостровский монастырь, на этот раз они владели им около девяти недель. Оказав воинскому отряду отчаянное сопротивление, во время которого было убито и ранено свыше 50 человек, крестьяне вторично подожгли монастырь, а себя предали сожжению.
Москва. Еретиков Кульмана и Нордермана доставили из тюрьмы, где они содержались, на городскую площадь и сожгли в срубе. Вместе с ними были сожжены и их «еретические и богомерзкие хульные книги и письма». Вместе с Кульманом и Нордерманом собирались еще сжечь живописца Генина, но он, находясь в тюрьме и не видя для себя избавления, повесился.
1693 год. Раскольники захватили церковь Пудожского погоста, изгнали священников и разграбили утварь. Для наказания восставших царский воевода Стрешнев послал воинскую команду с духовенством. Команде было велено сжечь крестьянские дома, а их самих отправить в тюрьму. Уйдя от отряда в деревню Строкино, крестьяне - раскольники заперлись в четырех избах и после отчаянного сопротивления предали себя сожжению, понося церковь и духовенство, называя церковь «вертепом разбойников», а священников - «волками врата адова».
1696 год. Казнь Якова Янсена. Это был голландский матрос, поступивший на русскую службу и принявший православие. Во время первого азовского похода Янсен перешел на сторону турок и принял мусульманство. По требованию Петра турецкие власти выдали перебежчика. Янсена привезли в Москву скованным, с петлей на шее, поставили под виселицей и сделали надпись: «Сей злодей веру свою переменил четырежды, изменник стал богу и человеком, католик сей стал протестант, потом грек, а вконец магометанин». Янсену изломали колесом руки и ноги, затем отсекли голову и насадили ее на кол.
1697 г. Сибирский митрополит Игнатий за попытку лишить церковь доходов от судебных пошлин отлучил от церкви царского воеводу Андрея Нарышкина с семьей и стольниками. Нарышкин жаловался царю, но, не найдя поддержки, вынужден был пойти к митрополиту с повинной.
1699 год. Москва. Крестьянин Блажонок и аптекарский ученик Марков за ведовство - пытки и сожжение.
1701 год. Москва. Григорий Талицкий - с разрешения церкви закопчен на огне и четвертован. Артамон Иванов, Савин, попы Лука и Андрей - сожжение. «Тетрадки» Талицкого, в которых он осуждал церковь и петровские реформы, были сожжены.
По приказу митрополит Стефана Яворского в Новгороде схвачены и пытаны 12 человек.
1713 год. За критику церкви Дмитрий Тверитинов, Иван Максимов, Михаил Косой, Фома Иванов - пытки. Позже Иванов сожжен, остальным ссылка.
1714 год. Лубны. Схвачена ведунья. Первый приговор – сожжение. Второй – заключение навечно в монастырь.
1715 год. По настоянию епископа Питирима был разорен раскольнический центр Ветка, куда бежали из России раскольники, беглые «сходцы», спасаясь от преследований и в поисках работы.
За переход из православия в протестантство судили крестьянина Унруда. Ему вырвали язык, затем отсекли руки, а под конец голову.
1718 год. В Петербурге по описанию иностранца Берхгольца сожгли заживо человека, который сказал, что почитание икон является идолопоклонством, и который во время совершения церковной службы выбил икону из рук епископа.
Майор Степан Глебов выступил против Петра I и его реформ и распространял против Петра и церкви «подметные письма». Глебова пытали горячими угольями и раскаленным железом, били кнутом, а затем посадили на кол на Красной площади. Глебов умер в страшных мучениях лишь через два дня; уже после смерти ему отрубили голову. Через три года Петр вновь вспомнил о своем враге. По его приказанию Синод предал Глебова проклятию, «яко лютейшего благочестия преступника и презирателя и богоненавистника».
1720 год. Волынь. Проська Каплунка за чародейство - закопана заживо в земле по плечи и сожжена.
Тайная канцелярия вела следствие о раскольнике Якове Семенове. Присутствовавший при допросах архимандрит Александро - Невского монастыря Феодосий предложил Семенова нещадно бить кнутом и, сослав в Соловецкий монастырь, держать в земляной тюрьме «до кончины жизни неисходно». Так и было сделано.
В монастырскую тюрьму за «непристойные слова» попал Иван Губский - его велели содержать в кандалах и использовать на монастырской работе «до скончания века».
1721 год. Новгород. Дьяк Василий Ефимов - двойное сожжение. Дьяк видел чудо. Но видел его неправильно и тем самым «нанес хулу имени божьему».
В произнесении «непристойных слов» против царя Петра I был обвинен Федот Костромин. Его пытали в Преображенском приказе, наказали нещадно кнутом, а затем заключили в Соловецкую земляную тюрьму, где он и умер.
1722 год. Капитан Василий Левин за критику церкви и царя - сожжение. Голова капитана отправлена из Москвы в Пензу. Вместе с Левиным казнили еще четырех человек.
В Выговскую пустынь для расправы над раскольниками отправлен монах Неофит.
1723 год. За нежелание принять участие в переписи марийцы были приговорены к нещадному наказанию. Чтобы избежать наказания, 545 крестьян - марийцев согласились креститься. Однако крестьяне - новокрещены не хотели посещать церкви, выполнять церковные обряды.
1730 год. Кременец. Дело колдуньи Матруны Перистой - пытки и сожжение.
1732 г. Синод велел 173 заключенных синодальной канцелярии разослать по монастырям для содержания «в цепях и железах и в трудах монастырских неисходно».
В этом же году 210 раскольников самосожглись около Олонца. Тобольский митрополит Антоний выслал для «увещевания» воинскую команду с соборным протопопом Иваном Соболевым и иеродиаконом Иоанникием Павлоцким. Но крестьяне, зная, что за увещеваниями последуют пытки и казни, предпочли сжечь себя.
1733 -1739 года. Дело «о богопротивных сборищах и действиях». По этому делу привлекли в качестве обвиняемых 303 человека. Хотя следствие велось в Тайной канцелярии, душой процесса были члены Синода. Послушная следственная комиссия, где главенствовали церковные иерархи, осудила пятерых на смерть, 11 человек были наказаны кнутом, им вырвали языки и сослали на каторжную работу; 225 «виновных» били кнутом и сослали на каторгу; более 60 человек после наказания плетьми заточили в монастырь.
1734 год. Дело крестьянина Зворыкина – пытки.
1735 год. Польскую границу перешел крупный военный отряд с монахами, которые вторично разгромили крупнейшее раскольничье поселение Ветку. Были сожжены дома ветковских крестьян, монастырские постройки, церковь. Инквизиторы захватили свыше 13 тысяч раскольников и отправили их вглубь России. Раскольнический учитель Варлаам был заключен под крепким караулом в нижегородский Печерский монастырь, чтобы он как сказано в решении, не мог «рассевать плевелы своего учения».
1737 год. Томск. Дело Ирины Ивановой (12 лет) за колдовство - пытки, бита кнутом, вырваны ноздри и сослана в Охотский монастырь.
В это же время в Рождественском монастыре на Енисее томились в суровом заключении люди, обвиненные в сношениях с нечистой силой. Около монастырской тюрьмы был особый двор для казней. На этом дворе за связь с дьяволом сожгли несколько человек.
В темной «каюте» якутского монастыря сидел на цепи Максим Малыгин за «тайное и богомерзкое общение с нечистой силой». Монастырские тюремщики лишили заключенного воды, так как считали, что он, водясь с дьяволом, может легко уйти в воду, несмотря на цепи и строгую охрану.

Оффлайн Ратмир

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 32
  • -> Вас поблагодарили: 865
  • Сообщений: 1064
  • Расстрелянных врагов народа 1219
  • Пол: Мужской
Re: Христианская инквизиция.
« Ответ #2 : 05 Июнь 2016, 15:40:15 »
1738 год. Подолия. Михаил Матюковский за ведовство - сожжение. Был схвачен крестьянами, священник благословил сие деяние и присутствовал при казни.
Ожесточенное сопротивление царским войскам оказали крестьяне-раскольники деревни Шадрино Тобольской провинции. Они превратили свою деревню в настоящую крепость и яростно сопротивлялись воинской команде, во главе которой стоял воевода Шапошников. Видя свое бессилие в борьбе с царскими войсками, раскольники затем сожглись (в огне погибло более трехсот человек).
При епископе Луке Конашевиче за 1738-1758 гг. из 536 мечетей Казанской губернии было разрушено 418. В Сибири из 133 мечетей осталось 35. Детей татар и башкир, обратившихся в ислам, отбирали у родителей и раздавали новокрещенам. На татар и чувашей миссионеры напускали воинские отряды - «обжорные команды», которые разоряли их постоями, чинили всяческие обиды. Крестившимся крестьянам нерусской национальности предоставлялись некоторые льготы: они освобождались от холопства, от уплаты податей (на три года), ими не могли более распоряжаться неправославные помещики. Зато подати некрещеных крестьян возрастали, что делало их положение еще более тяжелым.
1740 год. За переход в мусульманство сожгли известного рудознатца казака Исаева. Перед смертью он заявил, что знает, где находится серебряная руда. Это ему не помогло: в назидание другим Исаев был сожжен.
1742 год. Крестьяне Колыванских заводов жаловались, что работать им очень «натужно». Отказавшись от работ, крестьяне заперлись в избе, вооружившись ножами и ружьями. Воинский отряд, сопровождаемый попом - заказчиком, пытался взять крестьян силой, но они подожгли избу и сгорели.
1743 год. В Сыскной приказ отправлен крестьянин села Покровского Полуект Никитин, обвинив его в том, что он-де «злейший враг церкви и благочестия противник». Несмотря на преклонный возраст Никитина (ему было 70 лет), его подвергли пыткам - подняли на дыбу и били кнутом. Никитин умер под пытками, не раскаявшись.
Таким же пыткам подвергли крестьянина Павла Сахарова, который во время насильственного причастия выплюнул «святые дары». Его отослали в «крепких кандалах» в московский Высокопетровский монастырь, дважды пытали, а затем за «богохульство и противность» приговорили к сожжению.
Епископ Дмитрий Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение». С такими же жалобами обращались чуваши Ядринского и Курмышского уездов на инквизитора игумена Неофита, на курмышского протопопа Куприяна и др., но эти жалобы успеха не имели: Синод своих инквизиторов не давал в обиду. Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек. За свою «деятельность» и за поддержку Екатерины II во время дворцового переворота этот инквизитор был щедро награжден: он получил в личное владение тысячу душ крепостных, богатые денежные подарки и стал первоприсутствующим членом Синода.
1744 год. В Соловецкую тюрьму попал Афанасий Белокопытов, обвиненный в «непокорстве» православной церкви. Вначале Белокопытова приговорили к смертной казни, затем смертную казнь заменили «неисходным до смерти содержанием» в «самом крепком каземате» с оковами на руках и ногах.
1745-1757 года. Возникло новое дело по антицерковному движению, по которому было привлечено 446 обвиняемых. Следствие продолжалось 12 лет. Члены комиссии - представители Синода - добились суровой кары: пятерых приговорили к публичному сожжению, - к другим видам смертной казни, остальных - к наказанию кнутом и плетьми, ссылке в каторжные работы и отдаче в солдаты. Приговор поступил на утверждение Сената, который заменил смертную казнь наказанием кнутом и ссылкой в каторжные работы. По отношению к остальным участникам этого антицерковного движения приговор был утвержден без всяких изменений.
1745 год. Сожжение раскольников в местечке Лебедяны Каргопольского уезда организовал поп Ефим Иванов; сам же от огня скрылся.
1751 год. Крестьянина костромских вотчин князя Куракина Дмитрия Белова за непринятие им икон и отказ посещать церковь подвергли трехкратной пытке и сослали в Рогервик в каторжные работы навечно.
Много зла причинил исетским раскольникам челябинский протоиерей Флоринский, жестоко преследовавший раскольников и разорявший их хозяйства. Раскольники, не желавшие отказаться от своей веры, по требованию Флоринского были отправлены в кандалах в Тобольск. Боясь преследований, они притворно отказались от своей веры, и им разрешили вернуться на родину. Не видя возможности исповедовать свою веру и страшась новых гонений, они решили себя сжечь. В огне сгорело 64 человека. Исетская канцелярия, опасавшаяся разорения работных людей и остановки заводов, запретила высылать раскольников по требованию духовного начальства на допросы, что вызвало с его стороны энергичный протест.
В Ялуторовске карательную экспедицию против раскольников возглавлял протопоп Калиновский. Его действия вызвали массовые жалобы крестьян. Они заявляли, что сожгут себя, если их не избавят от этого инквизитора.
Жестокие преследования терпели крестьяне-раскольники от наместника Далматова монастыря Митрофана, челябинского заказчика попа Петра Словинского, настоятеля тюменского Троицкого монастыря архимандрита Иосифа и игумена Троицкого Рафаиловского монастыря Александра. Эти преследования вызвали ряд самосожжений.
В это же время под влиянием агитации расколоучителя Даниила Санникова сгорело 70 крестьян деревни Гусевой Тюменского ведомства. Санников исчез, а затем появился в других местах, где также вел агитацию среди крестьян за сожжение.
Татары подали жалобу на «несносные обиды», чинимые им митрополитом Сильвестром. Они писали, что Сильвестр крестил их насильно, держал их в оковах на монастырском дворе, вместе с женами и детьми, морил голодом, пока они не согласятся креститься.
В Царевококшайском уезде крестьяне деревни Кошки обложили соломой избу, где находился с командой поп Георгий Давыдов, и подожгли ее. Миссионера спас подоспевший воинский отряд.
В Вятской провинции крестьяне избили иеромонаха Вениамина Григоровича; его с трудом освободила из рук крестьян конвойная команда.
Восставшая мордва убила миссионера Алексея Мокеева и пыталась убить также Дмитрия Сеченова.
С дубьем и цепами напали чуваши на протопопа Георгия Давыдова.
Оренбургский губернатор просил Сенат запретить священникам крестить башкир силой, а также отсылать их в тобольскую консисторию. В своем «Экстракте» о разорении крестьян, «восприявших закон греческий не по желанию, а по принуждению», Свечин писал, что священники-миссионеры ездили будто бы учить новокрещен закону божьему, на самом же деле собирали с новокрещен деньги, требовали продукты и пушнину, делали «прицепки» за незнание молитв, под угрозой ареста вымогали деньги. Чтобы заставить татар креститься, миссионеры рубили в крестьянских домах окна и двери, ломали печи, «без всякого милосердия» избивали плетьми, заковывали в кандалы, отправляли в тюрьму на тяжелые монастырские работы.
1752 год. Дело дворцового коменданта Якова Куприянова, обвиненного в богохульстве. Сожжен.
В «важной вине» против царской власти обвинили крестьянина Василия Щербакова. Он был наказан кнутом и сослан «навечно» в Соловецкую тюрьму.
1753 год. Дело Ивана Яковлева. За его «злодейственные богопротивные вины» нещадно били кнутом и, вырезав ноздри, сослали в ручных и ножных кандалах в тюрьму Соловецкого монастыря. В случае произнесения «непристойных слов» монастырские тюремщики обязаны были вкладывать ему в рот кляп.
1756 год. Массовое самосожжение возникло в деревне Мальцево Чаусского острога Томской провинции. Крестьяне, окруженные воинским отрядом и священниками, жалуясь на свое разорение, требовали отмены поборов в пользу духовенства, а также смены заводского начальства, которое замучило их на казенных работах. Отряд пытался захватить крестьян силой, но они оказали вооруженное сопротивление. Видя, что сопротивление безнадежно, они сожгли себя.
1757 год. В каменный мешок макарьевского Унженского монастыря Костромской губернии был заточен основатель религиозной секты Тихон Смурыгин.
1760 год. Имея поручение Раскольнической конторы «сыскать» раскольников в дворцовой Рыбковской волости, судящий поп явился в волость в сопровождении церковников, вооруженных ружьями и дрекольем, и, захватив раскольника Лаврентия Леонтьева, бил его «смертным боем». Поп Сокольский грозил замучить раскольника до смерти, если тот не выдаст своих единоверцев, живших в окрестных селах. В деревне Шубной поп Сокольский «мучительски» бил «до великой крови» старуху - раскольницу Марфу Васильеву, вследствие чего, как было отмечено при ее освидетельствовании, она к «жизни была безнадежна». В деревне Каменное судящий поп захватил 16 раскольников и велел разложить «необычные и великие огни», угрожая им смертью.
В Берлюков монастырь был отправлен после наказания плетьми крепостной крестьянин Иван Варфаломеев «за богохульные и тяжко предерзостные хульные речи на евангелие».
1761 год. Тобольская духовная консистория арестовала и держала под крепким караулом 29 человек, обвиняя их в том, что они «православной церкви противники».
В это же время сожглись 150 раскольников - заводских людей деревни Кузино Исетского округа Оренбургской губернии, правительственная комиссия была вынуждена признать, что причиной самосожжения были «непорядочные поступки» духовной консистории и разорения, чинимые священниками и командой.
В деревне Шарташской около Екатеринбурга в июне 200 крестьян - раскольников встретили ножами, дубьем и кольем священников, отправившихся для борьбы с расколом, и хотели их убить. Церковников с трудом спасла воинская команда.
1762 год. За отказ признавать святых и неверие в чудеса хотели сжечь крестьянина села Большое Мартово Нижегородского уезда Петра Гаврилова, следствие над ним производила Астраханская духовная консистория. Смертную казнь ему заменили наказанием кнутом и ссылкой на Нерчинскую каторгу.
1764 год. В деревню Любачи Новгородской губернии прибыла воинская команда во главе с монастырским игуменом. Они потребовали от крестьян, чтобы те перешли в православие. Крестьяне сопротивлялись команде в течение двух месяцев, а затем предали себя огню.
В курский Богородицкий Знаменский монастырь заключили крепостного крестьянина Даниила Тихонова, распространявшего слухи о появлении царя Петра III.
1765 год. После жестокого наказания в тюрьму Тобольского монастыря заключили крестьянина Евдокимова, выдававшего себя за русского царя.
1769 год. Новое дело об антицерковном движении в Тамбовской и Воронежской губерниях, по которому допрашивались 232 человека. Следствие велось так же, как и в предыдущих процессах, руководили им представители духовного ведомства. Многие участники движения были обречены на смерть. Сенат заменил смертную казнь ссылкой в каторжные работы и военную службу, остальных приговорили к разным наказаниям. Имущество приговоренных было конфисковано, а дети отданы в военные школы.
1770 год. Подолия. Лекарь Иосиф Маролит за ведовство - сожжение. Предварительно погружен в бочку со смолой.
В каменной «каюте» селенгинского монастыря был обнаружен подпоручик Сибирского пехотного полка Родион Колев, просидевший в ней в кандалах 25 лет и сошедший с ума.
1771 год. Как сообщил ростовский епископ Афанасий, в Островском лесу Пошехоновского уезда сожглось 14 раскольников,
1774 год. Новокрещенные удмурты, собравшись в селе Сретенском, решили послать к Пугачеву депутацию и просить его закрыть Ижевский завод, а им разрешить быть по-прежнему в идолопоклонной вере. По официальным далеко не полным данным, во время восстания Пугачева было убито 237 церковников и членов их семей и сожжено свыше 60 церквей. Удмурты, чуваши, башкиры, татары просили Пугачева избавить их от гнета священников. Пугачевский атаман Герасим Иванов по просьбе крестьян сжег дом сунгулеевского священника на Урале; в селе Нохмачи священника повесили, а его дом сожгли. После взятия восставшими Ижевского завода в селе Сретенском удмурты повесили весь притч, а церковь разграбили. Мордовцы села Кангуш Краснослободского уезда Тамбовской губернии избили священника Алексея Васильева, говоря при этом: «Не мешай нам, поп, молиться по-нашему». Удмурты также отказывались выполнять церковные обряды, платить поборы за требы и расправлялись со священниками. В виде протеста против христианизации удмурты возвращались к прежней «идолопоклонной» вере.
Ближайшие соратники Емельяна Пугачева Чика и Губанов после разгрома крестьянского восстания были посажены в застенок при Казанском соборе в Уфе под соборной колокольней, а крепостной крестьянин Василий Журавлев, поддерживавший во время восстания связь с уральскими казаками, был заточен в тюрьму Суздальского монастыря. После подавления крестьянского восстания под водительством Пугачева появился новый самозванец Осип Журыгин, выдававший себя за сына Екатерины II. Самозванца бросили в Суздальскую тюрьму. В Соловецкой тюрьме закончил свою жизнь другой самозванец, Тимофей Курдинов, называвший себя принцем Иоанном и пытавшийся вызвать народное возмущение.
1779 год. Устюг. Многочисленные дела колдунов. Пытки, допросы и ссылки.
1785 год. Волынь. «Безбожный оскорбитель тела и крови Христовой» Генрих Немирич – вырван язык и четвертование. «Отдать его под меч палача… предать тело четвертованию, а перед тем живцом вырвать язык… и драть пасы (полосы) из тела, затем все тело порубить на мелкие куски и раскидать по дорогам в пищу диким зверям».
1787 год. 53 раскольника - взрослых и детей - нашли смерть в озере Сазыкуль Екатеринбургской губернии.
1793 год. Краков. Сожжение 14 женщин за ведовство.
1799 год. В Новороссийской губернии около 30 духоборов были сосланы в Екатеринбург навечно в каторжную работу. Их велели содержать скованными и использовать на наитягчайших работах, чтобы они, как сказано в синодском указе, «отвергающие вышнюю власть на земле, восчувствовали, что есть на земле эта власть».
1821 год. В Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключен солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат.
1823 год. В городе Велиже Витебской губернии 42 еврея были брошены в тюрьму по обвинению в убийстве нескольких христианских мальчиков с ритуальной целью.
1825 год. Учителя Новоторжского училища Василия Воскресенского обвинили в богохульстве. Его подвергли жестокому наказанию кнутом, а затем заключили «навечно» в Соловецкую тюрьму.
1835 год. В иргизский Средненикольский монастырь прибыл архимандрит православного монастыря с воинским отрядом и разгромил его. Раскольники пытались оказать сопротивление, но оно было подавлено, многие участники его преданы военному суду.
1837 год. В Рыльский монастырь заключили крепостного крестьянина Ефима Никитина за «сумасбродные вымыслы о преобразовании государственного управления». Несмотря на тяжкие условия заключения, он не пал духом, даже изобрел какую-то машину. Его освободили только в 1850 году.
1839 год. В монастырскую тюрьму посажен лодзинский учитель Миневич, осужденный в за «возмущение крестьян против правительства».
1844 год. Севастопольский военный суд судил 20 солдат за отход от православия. Часть солдат забили до смерти шпицрутенами, прогнав через строй в 500 человек, остальных пороли розгами.
1850 год. В Соловецкую тюрьму сослали студента Георгия Андрузкого «за вредный образ мыслей и злонамеренные сочинения».
1851 год. В Соловецкую тюрьму сослали придворного певчего Александра Орловского - его обвинили в атеизме.
1853 год. В Соловецкую тюрьму сослали вахтера Ивана Буренкова - «величайшего богоотступника».
1857 год. За «противозаконные по расколу проступки» в Соловецкую тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он не выдержал сурового режима и вскоре умер.
1859 год. В Соловецкую тюрьму был заключен под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин - основатель религиозной секты. Спустя 10 лет царская охранка решила освободить Ильина из тюрьмы, но этому воспротивился Синод. Он настоял на дальнейшем заточении Ильина, «до изъявления им полного и искреннего раскаяния в своих религиозных заблуждениях». После 15 лет страданий Ильин потерял рассудок, но его продолжали держать в монастырском застенке, и лишь в 1879 г. после 20-летнего заключения он был выпущен на свободу.
1860 год. В Олонецкой губернии в срубе сгорело 15 человек, раскольники.
В Соловецкую тюрьму посадили основателя секты прыгунов Максима Рудометкина. Он пробыл в одиночном суровом заключении 17 лет, до смерти.
1864 год. В Соловецкую тюрьму сослан студент Казанской духовной академии Яхонтов. Он принимал участие в организации панихиды по крестьянину Антону Павлову, которого казнили после зверского подавления крестьянского восстания в местечке Бездна Пензенской губернии, когда было убито и умерло от ран более 90 человек.
1871 год. По обвинению в том, что он распространял среди крестьян «лжеучение», направленное против верховной власти и духовенства в монастырскую тюрьму отправлен крестьянин Петр Леонтьев. Несчастный пробыл в монастырской тюрьме 34 года,
1879 год. Новгород. Аграфена Игнатьева за ведовство - сожжение.
1885 год. Херсон. Сожжение трех крестьянок за ведовство.
1892 год. «Мултанское дело». 10 крестьян-удмуртов, жителей села Старый Мултан Вятской губернии были обвинены в принесении человеческих жертв языческим богам. Удмурты, томившиеся в тюрьме в течение четырех лет, получили свободу.
1896 год. Близ Тирасполя в Терновских плавнях раскольник Федор Ковалев заживо закопал 25 человек «ради их спасения и избавления от власти антихриста».
1901 год. В Суздальскую монастырскую тюрьму был заключен священник Цветков. Его вина была в том, что он выступал за ослабление власти Синода, говорил о необходимости созвать церковный собор для упорядочения церковной жизни.
По требованию сарапульского епископа Владимира полицией была вырублена в деревне Ерыксы священная роща. Местные крестьяне-марийцы оказали при этом сопротивление, обратили в бегство священников и полицейских. Для «усмирения» крестьян был послан полицейский отряд, в результате столкновения было ранено 25 человек, а одного крестьянина убили.
1910 год. Синод отлучил от церкви и предал анафеме основателя секты иоаннитов, «братца» Иоанна Колоскова, подвизавшегося в подмосковном районе, у которого было немало сторонников среди отсталых рабочих подмосковных фабрик. Этой мерой Синод хотел приостановить рост сектантства среди рабочих и крестьян-отходников. Но репрессии по отношению к «братцу» (он подвергся аресту за устройство религиозного собрания) и предание его анафеме вызвали обратный результат, о чем с сокрушением писали московские фабриканты во главе с А. И. Морозовым московскому генерал-губернатору, настаивая на прекращении гонений на сторонников «братца» в интересах успокоения рабочих-отходников.

Оффлайн SLY

  • Глобальный модератор
  • Майор государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 680
  • -> Вас поблагодарили: 2284
  • Сообщений: 5642
  • Расстрелянных врагов народа 3159
  • Пол: Мужской
Re: Христианская инквизиция.
« Ответ #3 : 05 Июнь 2016, 18:27:05 »
Ратмир, а там кроме хронологии не было исследования по самим фактам, когда церковь уничтожала конкурентов во власти над умами, по указанию царей, либо уничтожала реальных сектантов, типа "скопцов"?
И смерти нет почетней той, Что ты принять готов За кости пращуров своих, За храм своих богов.

Сталин не умер, он растворился в будущем.

Если языки хулителей не усекаются сталью, то оплетают они весь мир и все умы.

Оффлайн Ратмир

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 32
  • -> Вас поблагодарили: 865
  • Сообщений: 1064
  • Расстрелянных врагов народа 1219
  • Пол: Мужской
Re: Христианская инквизиция.
« Ответ #4 : 05 Июнь 2016, 18:34:13 »
Ратмир, а там кроме хронологии не было исследования по самим фактам, когда церковь уничтожала конкурентов во власти над умами, по указанию царей, либо уничтожала реальных сектантов, типа "скопцов"?
Там все было. Хронологию я для себя делал. Книжка путевая.
Академия наук СССР. Научно-популярная серия.
Издательство «Наука». М.: 1964 г.
Содержание:
Введение.
Глава I. Православная церковь в борьбе против антицерковного движения.
Глава II. Ведовские процессы..
Глава III. Инквизиционные методы борьбы с расколом..
Глава IV. Монастырские тюрьмы и использование их для борьбы с антицерковным и революционным движением..
Глава V. Насильственное насаждение православия среди народностей России.
Глава VI. Отлучение и анафема.
Глава VII. Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы..
Глава VIII. Гонения на просвещение и науку.
  Если хочешь, перешлю.

Оффлайн SLY

  • Глобальный модератор
  • Майор государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 680
  • -> Вас поблагодарили: 2284
  • Сообщений: 5642
  • Расстрелянных врагов народа 3159
  • Пол: Мужской
Re: Христианская инквизиция.
« Ответ #5 : 05 Июнь 2016, 23:32:47 »
Ратмир, Давай!
И смерти нет почетней той, Что ты принять готов За кости пращуров своих, За храм своих богов.

Сталин не умер, он растворился в будущем.

Если языки хулителей не усекаются сталью, то оплетают они весь мир и все умы.

Оффлайн Ратмир

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант государственной безопасности
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 32
  • -> Вас поблагодарили: 865
  • Сообщений: 1064
  • Расстрелянных врагов народа 1219
  • Пол: Мужской
Re: Христианская инквизиция.
« Ответ #6 : 06 Июнь 2016, 08:13:23 »
Ратмир, Давай!
Сделано.